Никель-железные аккумуляторы (ТНЖ) и аккумуляторные батареи выпускются в виде призматической формы. Конструктивно аккумулятор состоит из блока разноименных электродов (оксидно-никелевого и железного), разделенных сепараторами. Одноименные электроды прочно связаны между собой механическим соединением токоведущих ушек серез болтовое соединение или приваркой загнутых ушек электродов к токоведущему мосту. Каждый мост снабжен общим борном, который через крышку аккумулятора выводится наружу и служит для соединения аккумуляторов в последовательную или параллельную цепь при помощи металлических токоведшщих планок (перемычке). Блок электродов помещен в бак с крышкой и перед проверкой или эксплутацией заливается натриевой или калиевой щелочью. В крышке аккумулятора имеется вентиляционная клапанная пробка, которая служит для заливки электролита, доливки воды и выпуска газов, образующихся в процессе электрохимических реакций в аккумуляторе. В связи с тем, что на заряженном железном электроде постоянно идет процесс саморазряда с выделением водорода, а в процессе заряда практически с самого начала выделяется водород, герметизация никель-железного аккумулятора невозможна. Поэтому никель-железный аккумулятор может эксплуатироваться только с клапанной пробкой, особенно в режиме с глубиной разряда 100% при циклировании заряд-разряд.
     Номинальное напряжение никель-железного аккумулятора независимо от назначения равно 1.2В. Номинальная емкость в ампер-часах - это емкость аккумулятора (батареи), полученная при его разряде током, составлящими 0.2 от номинальной емкости до напряжения не ниже 1.0В.  

Общие технические условия для никель-железных аккумуляторов отражены в ГОСТ 26500-85 "Аккумуляторы щелочные никель-железные тяговые. Общие технические условия", который распространяется на аккмуляторы емкостью свыше 150 А*ч, предназначенные для питания электродвигателей рудничных электровозов и машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта в условиях эксплуатации групп М26 и М28 по ГОСТ 17516-72 на высоте над уровнем моря до 2000м. Обозначения и габариты даны в ГОСТ 26992-86.

Тяговые щелочные (ТНЖ) аккумуляторы в России выпускают три завода:

  1. ООО "Курский завод "Аккумулятор"", г. Курск.
  2. ОАО "Кузбассэлемент", г. Ленинск-Кузнецкий.
  3. ЗАО "Великолукский завод щелочных аккумуляторов", г. Великие Луки.

Структура условного обозначения щелочных аккумуляторов ТНЖ для внутренних поставок:

 

  • цифры перед буквами - количество последовательно соединенных элементов в батарее;
  • Т, ТП, В - область применения:
    • Т - тяговый;
    • ТП - тепловозный;
    • В - вагонный;
  • НЖ - электрохимическая система (никель-железная);
  • К - комбинированная конструкция блока электродов:
        положительный электрод - ламельный, т.е. активная масса заключена
        в перфорированную стальную оболочку;
        отрицательный электрод - безламельный, т.е. активная масса напрессованна
        на металлическую сетку.
  • Ш - назначение (шахтный, для использования в шахтных электровозах);
  • цифры после букв - номинальная емкость аккумулятора, А*час.
  • буквы после указания емкости
    • П - пластмассовый корпус.
    • В - высокий вариант.
    • М - модернизированный.
  • У, Т - климатическое исполнение:
    • У - умеренный климат;
    • Т - тропический климат;
  • 2; 5 - категория размещения по ГОСТ 15150-69:
    • 2 - над землей;
    • 5 - под землей.

Обозначения по международной системе означают:

  • цифры перед буквами - количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее;
  • F - никель-железная система;
  • L, M, H, X - буквы, означающие режим разряда, отвечающий нормированным токам:
    • L - длительный (до 0.5Сном);
    • M - средний (выше 0.5 до 3.5Сном);
    • H - короткий (выше 3.5 до 7Сном);
    • Х - сверхкороткий (выше 7Сном).
  • За этой группой букв следует группа цифр, обозначающих емкость аккумулятора в ампер-часах.
  • Буквы, следующие за цифрами, означают материал исполнения корпуса аккумулятора: Р - из пластического материала. Далее знак дефис (-) и могут быть указаны вариант исполнения в типоразмерном ряду аккумуляторов или другие конструктивные особенности по системе обозначений, принятой предприятием-изготовителем, а затем после второго знака дефис, при необходиости, указываются климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 16150-69.

© technodizel-ufa

Создать бесплатный сайт с uCoz